ГЛАВНАЯ   ::   О НАС   ::   ГОСТЕВАЯ КНИГА   ::  КОНТАКТЫ   ::  КНИГИ  
Стихи
Сценки
Песни
Загадки
Документы
Картины
 
Уважаемые посетители, вы можете прислать свои программы по Информатике и ИКТ и другие документы для учителя на e-mail tca77<гав>mail.ru. Размещение материалов сайта на других ресурсах запрещено.

Доклад на МО

Доклад на МО - «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Если мы покопаемся в своей памяти, то может быть, вспомним , как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет.
Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными характеристиками которых были искренняя любовь к детям,организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
Прошли годы, я стала учителем…
Вот уже одиннадцать лет работаю в школе учителем- предметником, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель -это тот человек, который создает нормальные условия для протекания учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности.
Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Ершистые, непосредственные, по-своему, по-детски мудрые мои пятиклассники! Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях где есть старики, воспитание и надзор доверены им. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами.
Исходя из этого стержневым компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.
Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Дружеская рука ложится вам на плечо - и уже никаких слов не надо.
Выросли мои пятиклашки, повзрослели и покинули стены школы, но до сих пор наши отношения остались теплыми, доверительными. Новый класс пришел ко мне неожиданно (это был сборный класс из тех девятиклассников, которые остались в школе), но нежеланным не стал: так, пожалуй, происходит и с ребенком, появляющимся в семье: только желанный новорожденный может стать любимым и познать радость взаимного понимания.
И вот мы вместе уже второй год.
Выпускной класс – особая группа школьников, требующая особого внимания. Выпускник стоит на рубеже новой жизни, за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.
Перед учителем стоит вопрос: как в условиях традиционной педагогики взрастить личность, способную выжить в современном обществе и быть востребованным. Но система знаний, умений и навыков не всегда дает возможность выпускнику ощутить себя самодостаточным и успешным в этом мире, поскольку значительная часть этих знаний так и остается неиспользуемой.
В сложных условиях перехода к рынку особенно село попало в трудную ситуацию. Ориентация на конкурентоспособную личность - насущная потребность любой школы.
Для сельской школы эта проблема стоит особенно остро. Сельский образ жизни сужает возможности для выполнения школьниками многообразных социальных проб, проигрывания различных социальных ролей. Это замедляет процесс социализации сельских школьников. Поэтому значительное место в воспитательной работе отводится социализации.
Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, единственным духовным и культурным центром на селе. В нашей школе созданы условия для самоопределения, самовыражения и самореализации личности. Этому способствуют следующие формы организации деятельности: парковые лаборатории, Декабриада, Апрелиада, НОУС, ДУС.
Наряду с данными формами работы с учащимися, имеющими общешкольный характер, немаловажную роль в философии воспитания играет система воспитательной работы классного руководителя.
Анализируя свою воспитательную работу в 10 классе-сопоставляя цели и результат воспитания, я спланировала дальнейшую воспитательную работу с 11 классом. Важными целями воспитательной работы с классом считаю
• создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;
• максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.
Достижение этих целей на практике происходит через реализацию следующих задач:
-организация разнообразных видов коллективно-творческой деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- повышение общего культурного уровня через активные (участие: здесь и сейчас) и пассивные (восприятие) формы;
- участие в спортивных мероприятиях как способ воспитания волевого компонента характера и привития здорового образа жизни;
- участие в организации дежурства класса по школе;
- организация и проведение классных часов как в форме «учитель – класс», так и в формах: «ученик – класс», «ученик – ученик», «ученик-родитель» (привлечение ребят и родителей к непосредственной подготовке классных часов);
-участие класса в общественно - полезных работах (в субботниках);
- коррекция индивидуального развития учащихся класса, помощь отдельным учащимся в учебной деятельности.
Эффективность воспитания проявляется, если оно системно.




Система воспитательной работы ведется по следующим направлениям:
• Планирование, анализ воспитательной работы.
• Традиционные общешкольные культурно-массовые мероприятия.
• Уроки родителей, уроки в семейных гнездах, социальные уроки (вхождение в окружающую среду и видение проблем села и предприятий).
• Работа психологической службы (мотивация учебной деятельности, самооценка личности).
• Работа с учителями-предметниками (воспитательная деятельность на уроках, формирование нравственной позиции).
• Уроки профориентации школьников.
• Работа классного самоуправления.
• Работа с семьей (родительские собрания, конференции, родительский институт).
• Нравственные классные часы.
• Формирование и укрепление классных традиций, к которым можно отнести праздники: День знаний (1 сентября), Новый год (празднуется вместе с родителями учеников), 8 Марта, День последнего звонка, выпускной вечер, конкурсы: "А ну-ка, девушки!" и "А ну-ка, парни!", День именниника.

Остановлюсь для примера на некоторых из них.
Не так давно ( в декабре) в нашей школе проходила Декабриада. Это декада созидательгого проживания, основанная на праве выбора детьми и учителями событий для собственного развития. В декаде участвуют все ученики школы с 5 по 11 класс, все учителя, родители и общественность.
Общая тема Декабриады «Быть собственником- это…». А вот дальше каждый день имел свое продолжение этой темы,например:
• «Быть собственником- это нести ответственность за своё здоровье».
Цели этого дня:
1) Формирование установки на здоровье, на ЗОЖ.
2) Формирование навыков общения: дети – родители – учителя.
3) Развитие организационных навыков.
Задачи: получение учащимися знаний о здоровье человека, гигиене тела, культуре безопасности; включение их и их родителей в деятельность по сохранению и формированию собственного здоровья.
Форма проведения: Интеллектуально-спортивный марафон
В игре принимает участие команда из 5-ти учеников и неограниченного количества родителей от каждого класса.
Я стараюсь привлечь как можно больше родителей ко всему, что происходит в жизни их детей за пределами дома. Пусть они по мере сил и желания станут свидетелями и участниками праздников и будней, поймут, как важно их детям видеть эту заинтересованность. Может быть, тогда станет реальной возможность избежать многих конфликтов, основанных на непонимании, недоверии, безразличии взрослых из-за их занятости. В этот день участвовало 8 родителей нашего класса.
• «Быть собственником- это быть хозяином села, своей усадьбы»
Цели:
1) Формирование ответственного отношения к своей усадьбе, своему селу;
2) Воспитание любви к своему дому, родному краю.
Задачи:
• Организовать фотовыставки, выступления по радио, мультимедийные презентации, чтобы познакомить учащихся со способами благоустройства усадьбы, села.
• Провести встречу с хозяевами лучших поселковых усадеб с целью обмена опытом по озеленению своего приусадебного участка.
• Разработать проект собственной усадьбы (для развития следующих практических умений: рационально использовать свою усадьбу, экономически просчитывать затраты на ограждение участка).

Для участия в этом дне одиннадцатиклассники самостоятельно собирали по две или более команд. При этом важно было не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы одиннадцатиклассники помогали младшим, младшие-старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляютя межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании в коллективе.

• «Быть собственником- это быть хозяином своей школы»

• «Быть собственником- это быть хозяином своей страны»

Сообщение по школьному радио: Сегодня 5 день Декабриады. Он называется: «Быть собственником – это быть хозяином своей страны». А хозяин должен быть мудрым, ответственным, рассудительным, бережливым, хозяйственным, он должен знать историю своей страны, а также уметь защитить ее. Сегодня у вас есть возможность продемонстрировать все свои лучшие качества хозяина страны.
Все классы могут принять участие в сегодняшнем дне, ответив на вопросы викторины. А команды юношей по 5 человек от класса, могут принять участие в
Патриотическом марафоне, который пройдет на переменах в первой половине дня. А во второй половине дня команды из 3-х юношей и их наставников проявят себя в командном туре.
Мы вас ждем!

Участники дня: классы, мальчики и наставники (папы, дедушки, братья, дяди)
Программа дня:
1. Викторина для классов (результаты сдать до конца 6 урока)
2. На переменах – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ МАРАФОН
--- 3-5 мальчиков от класса в команду.
--- Они получают маршрутные листы и со второй перемены начинают движение по маршрутам.
3. С 14.00 командный тур с наставниками. команда - по 3 мальчика от класса и наставники (папы, дедушки, братья, дяди)
Они вместе выполняли различные задания (вопросы по истории России, практические задания: собрать электрическую цепь, решение экономических задач, спортивные задания…). В этом дне у нас приняли участие 3 папы и 1 дедушка.
• «Быть собственником- это быть хозяином своей судьбы».
В этот день каждый гимназист участвовал в событиях дня, чтобы найти ответ на вопрос «Можно ли стать хозяином своей судьбы?».
Цели:
1) изучить особенности работы предприятий, выяснить, какие проблемы на них существуют,
2) итог деятельности - создание мультимедийных отчетов по результатам знакомства с этими предприятиями,
3) приглашение руководителей предприятий и учреждений на «Панельную дискуссию» для обсуждения следующих вопросов:
• Какую роль играет данное учреждение или предприятие в жизни поселка
• Демографическая ситуация района
Участниками «Панельной дискуссии» были руководители посещенных предприятий и ребята, желающие познакомиться с деятельностью этих организаций. Здесь же состоялась презентация отчетов, выполненных учащимися. Все желающие могли задавать гостям школы свои вопросы, тем самым принося дополнительные баллы своему классу.
Особенно интересным был тот фрагмент встречи, когда отчитывались представители
Центральной районной больницы. В тот момент в рекреации, без сомнения, не было равнодушных: вопросы сыпались один за другим. Следует отметить высокую активность учащихся одиннадцатых классов, большую часть вопросов задали именно они. Ребят волновали кадровые вопросы, трудоустройство молодых специалистов, проблемы демографии и многое другое. В целом, работа была очень продуктивной. Гимназисты высказали пожелание о более тесном сотрудничестве предприятий, в частности, больницы, со школой. Руководители предприятий согласны с нами сотрудничать, о чем ими было объявлено руководству школы. Мы надеемся, что о своей судьбе и своем предназначении в этот день хотя бы на минуту задумался каждый.
Активными участниками за время прохождения Декабриады стали 18 учащихся нашего класса и 12 родителей. Рамки этого общешкольного дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.
Таким образом, на примере одного из мероприятий, нетрудно заметить многоцелевую и разнообразную деятельность, превращающую это действо в событие школы, класса, оставляющую след в памяти учителей и учеников на долгие годы. Этот принцип превращения школьного или классного мероприятия в событие школьной жизни я стараюсь провести и в других делах.

Ценным в опыте школы являются целесообразно продуманные, дающие педагогический эффект формы совместных с родителями мероприятий и дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения: Встречи за "круглым столом", выпуск семейных газет, совместные праздничные вечера, отчеты детей перед родителями, а особенно уроки в «семейных гнездах».
Их целями являются- развитие семейного творчества и сотрудничества семьи со школой, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива. А также формирование у учащихся представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Уроки проводят совместно учителя с родителями в развлекательно - информационной форме.

А традиционные поздравления к 23 февраля и 8 Марта? Они с каждым годом меняли форму: это и концерты, на которых основными зрителями становились родители, и конкурсы-соревнования между родителями, удивившими своих детей музыкальностью, находчивостью и чувством юмора.

А на уроке Мудрости, прошедшем совсем недавно в 11 классе, активное обсуждение ребятами и родителями проблем, дало возможность выделить те жизненные «подпорки», которые помогают быть уверенными в жизни и всегда оставаться человеком.
На мой взгляд, именно общение со взрослыми, самыми близкими взрослыми – своими родителями, помогает преодолеть тот барьер, который так часто разобщает поколения, мешает найти общий язык.
Очень часто выручали меня примеры из собственной жизни, о которых я рассказывала моим ученикам. Ни доводы, ни уговоры, ни нравоучения не могут помочь там, где личный опыт становится единственным критерием истины и доверия.

В этом году для моих воспитанников прозвучит «последний звонок». Расставание с классом всегда драматично, и выпускной вечер не только для одиннадцатиклассников станет вечером переживаний, но и для тех, с кем они прожили школьные годы бок о бок, деля радости и невзгоды, учась друг у друга мудрости и человечности.
А прощание несет и новую встречу, какими вы будете, мои новые ученики, мои новые друзья, мои новые спутники?!...
Но какими бы они ни были, теперь я знаю: мое призвание - быть рядом с детьми, жить их заботами, быть полезной, нести им любовь и радость!
Автор: Ольга Метелева




Уважаемые посетители, вы можете предложить свои программы по Информатике и ИКТ, перейдя по ссылке ниже или можете прислать на почтовый ящик.
Добавить документы для учителя

Rambler's Top100

COPYRIGHT (C) 2004, TCA77. ALL RIGHT RESERVED

Hosted by uCoz